Игры для развития воображения

Если вы желаете вырастить полноценную личность с развитым воображением, то заниматься с ребенком нужно с раннего детства. Помогите накопить малышу необходимый багаж знаний, и воображение из пассивного превратится в активное, что поможет крохе реализоваться в будущем. Наверняка сейчас у вас возник вопрос о том, как правильно развивать воображение дошкольника. Очень просто — в игровой форме!
Вообще, все обучение и развитие малыша, возраст которого меньше 7 лет, нужно проводить только в игровой форме. Что же касается воображения и мышления, а они связаны напрямую между собой, то здесь можно также прибегать еще к таким способам, как чтение книг и рассказы родителей об окружающем мире. Но, тем не менее, роль игры в развитии воображения сложно переоценить. Так уж устроены наши дети, что именно во время игры внимание ребенка задействовано на все 100%. Поэтому навыки и умения, приобретенные в игровой форме, усваиваются полностью.
Но, конечно же, для каждого возраста есть свои игры. Ведь развитие воображения происходит поэтапно. Более подробно об этом вы можете узнать из статьи «Развитие воображения у дошкольников». Здесь же мы остановимся только на самих играх, предназначенных для разных возрастных групп.
Игры для развития воображения ребенка 2,5–3 лет
Игры для развития воображения (впрочем, как и любые другие занятия с трехлетками) не должны продолжаться дольше 10–15 минут. Основная их задача — расширить кругозор малыша, победить первые страхи и научить пользоваться
- Найди и назови предмет
- Сказочный винегрет
- Козлята и серый волк
Найди и назови предмет
Основная задача этой игры — расширение кругозора и формирование обобщающих понятий. Для нее вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Среди них должны быть и уже знакомые малышу предметы (картинки с овощами, фруктами, посудой, животными), и незнакомые изображения.
Ход игры:
- Выложите перед ребенком 6–10 карточек друг за другом. При этом каждый раз громко проговаривайте название предмета, изображенного на картинке.
- Попросите кроху показать вам «яблоко», «шапку» или другой названный вами предмет.
- Попросите малыша назвать предмет.
- Если малыш справился с заданием, то похвалите ребенка и совершите с предметом игровое действие. Например, вы можете сказать, что яблочко очень вкусное и «скушать» его.
- Когда ребенок уже будет быстро справляться с поставленной задачей, можно слегка усложнить игру. После того как малыш назовет предмет, спросите: «А что мне с ним сделать? А как это сделать правильно?». На следующем этапе эта еще игра усложняется: вы уже просите не конкретный предмет, а
«что-нибудь из одежды» или «вкусный фрукт». Не забывайте пополнять коллекцию карточек и увеличивать число игровых действий. Вы можете не только надеть шапку, но и постирать ее, подарить или даже выкинуть.
Сказочный винегрет
Главная цель этой игры — изжить страхи ребенка. Но игровой процесс будет направлен и на тренировку памяти, и на развитие воображения. Для игры вам потребуются изображения сказочных героев, хорошо известных ребенку из прочитанных ему произведений.
Ход игры:
- Выложите перед ребенком героев одной сказки вместе с 1 лишней карточкой. Например, к героям сказки «Красная шапочка» добавьте Дюймовочку или
Бабу-Ягу . - Спросите у крохи, из какой сказки пришли к вам гости. Получив ответ, выясните у малыша, кто из героев лишний.
- Если ребенок не помнит сюжета сказки, то первые несколько раз проиграйте с ним совместно стандартный сценарий, без использования «дополнительных» героев.
- Если ребенок хорошо помнит сюжет сказки, начинайте придумывать свою. Но награждайте злых героев хорошими качествами.
- Обязательно вовлеките малыша в процесс сочинения сказки. Пусть он заканчивает начатое вами игровое действие. Например, вы можете сообщить ребенку, что добрый серый волк покажет Красной Шапочке самую лучшую дорогу к бабушке, а вот, как именно, он будет это делать, и почему дорога самая лучшая, должен объяснить малыш.
- Во время игры обязательно используйте «дополнительного» персонажа. Пусть ему в вашей сказке тоже найдется место. Причем желательно, чтобы его роль определил ребенок.
В дальнейшем эту игру можно усложнить: смешивать героев 3–4 сказок и просить ребенка заниматься сочинительством самостоятельно. Вы же будете зрителем в театре.
Козлята и серый волк
Основная цель — научить ребенка пользоваться
Ход игры:
- Поставьте перед ребенком коробку с 8 кубиками. Объясните, что это домик, а в нем живет коза и ее
детки-козлята . - Покажите малышу
кубик-волк и отложите его в сторону от коробки. - Сообщите крохе, что мама деток ушла, и уберите
кубик-козу . - Попросите ребенка отправить «козлят» на прогулку. Пусть он поиграет с кубиками — покажет, как резвятся козлята.
- Подведите к «козлятам»
кубик-волк и помогите «деткам» быстро спрятаться в домике. Лучше, если в этом вам поможет ребенок. - Верните «козу» в коробку и похвалите «козлят», не забыв поблагодарить главного помощника их благополучного спасения.
При желании игру можно повторить или модифицировать. Например, поиграть в курочку с цыплятками и злого коршуна. В общем, главная задача — ребенок должен начать самостоятельно использовать
Игры для развития воображения у дошкольников 4–5 лет
Для развития воображения у дошкольников 4–5 лет следует прибегать к ролевым играм и совместному творчеству. Также
- Представь себе, что ты…
- Что будет, если…?
- Помощь художнику
Представь себе, что ты…
Эта игра — разновидность известного всем со студенческой скамьи «Крокодила». Она способствует развитию не только воображения, но и актерского мастерства. Играть в нее можно на занятиях, прогулках и даже в гостях. Причем число участников не ограниченно.
Ход игры:
- Загадайте ребенку слово и попросите его изобразить. Начинать игру нужно со слов: «Представь, что ты… арбуз (медведь, грузовик, доктор, камень
и т. д. )» - Сообщите, что вы забыли слово, которое загадали малышу, и постарайтесь «угадать» изображаемое ребенком. Не торопитесь с правильным ответом. Сделайте вид, что никак не получается — выдвигайте смешные версии. Но не переусердствуйте, 2–3 ошибки достаточно.
- Потом обязательно похвалите ребенка и предложите ему угадать слово, которое вы будете изображать.
Со временем вы можете привлечь к этой игре всех домочадцев. В этом случае угадавший слово будет показывать следующее. Поверьте, такая игра хорошо развлечет вас и разовьет воображение ребенка!
Что будет, если…?
В этой игре вы и ребенок будете оперировать словесными образами. Для подкрепления фантазии продукт воображения можно фиксировать на бумаге.
Ход игры:
- Попросите ребенка рассказать, что будет, если… любое фантастическое действие (у холодильника вырастут ноги, слон проглотит дом, рыба купит шубу
и т. д. ). - Внимательно слушайте рассказ малыша и можете даже нарисовать комикс на бумаге.
- Если ребенок затрудняется самостоятельно фантазировать, помогите ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте свой вариант развития событий.
Если ребенку очень тяжело, начните игру с нефантастических идей. Предложите ему представить, что будет, если в гости придет его друг или бабушка испечет пирожки. И не переживайте, что к 5 годам ребенок может не справляться с продуцированием сложных фантазий. Всему свое время!
Помощь художнику
Эта игра направленно развивает творческое воображение ребенка. Вариантов ее несколько. Это и рисование по точкам, и дорисовывание второй половинки картинки, и раскрашивание, и детализация рисунка, и многое другое.
Кстати, для подобной игры вовсе необязательно самостоятельно подготавливать исходный материал. Можно приобрести уже готовые раскраски с заданиями для детей 4–5 лет. Нужно сразу отметить, что такие же дидактические материалы есть и для более старшего возраста. Они помогают развивать творческое воображение и мелкую моторику рук, что благотворно сказывается на подготовке к школе.
Игры для развития воображения у дошкольников 6–7 лет
К этому возрасту у детей большой багаж знаний, умений, образцов поведения и прочих образов, которыми они могут оперировать. Поэтому основная задача — научить составлять планы и комбинировать различные образы. При этом ребенок уже должен четко понимать, как бывает в реальности, а как нет. Справиться с этими задачами помогут игры:
Чудо-лес - Цепочка ассоциаций
- Писатель
Чудо-лес
Эта игра способствует развитию творческого воображения. Для нее понадобится листок с нарисованными заранее несколькими деревцами и разнообразными точками, линиями, фигурками и «загогулинами». Задача ребенка — превратить все это в лес. Причем по желанию взрослого это может быть настоящий лес или фантастический. Обязательно уточните этот момент, когда будете давать задание ребенку.
Точно по такому же принципу можно создать «
Цепочка ассоциаций
Эта игра напоминает всем известную игру «Слова». Но в отличие от нее ребенку следует подбирать не слово на последнюю букву, а слово соответствующее эпитету. Например, такая цепочка может выглядеть следующим образом: «кот-полосатый-матрас-мягкий-мех-шуба-…" Продолжать игру можно сколь угодно долго.
Также для развития воображения будет хорошо поиграть в видоизмененную игру — в «Цепочку противоречий».
Ход игры:
- Называется слово
- Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…»
- Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…»
- Ребенок опять хвалит аргумент взрослого и так далее.
Пример подобной игры: Лето — хорошо, потому что можно загорать на пляже. Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.
Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает способность во всем видеть только хорошее, что пригодится малышу и во взрослой жизни.
Писатель
Эта игра способствует развитию творческого воображения и учит ребенка планированию действий. Для нее вам понадобится тетрадь и цветные карандаши или фломастеры. Сообщите ребенку, что отныне он писатель и должен сочинить сказку. В первый день попросите составить план сказки. Это должен быть последовательный ход событий. Кратко запишите этот план в тетрадь и попросите ребенка нарисовать «обложку» для сказки.
Начиная со следующего дня, ежедневно расписывайте события сказки в подробностях. Сочинительством, конечно же, должен заниматься ребенок и иллюстрированием тоже, а вот, записывать истории за ним придется вам. Получившиеся произведения можно вечером зачитывать в семейном кругу. Если ребенку забава понравится, то можно написать целую серию сказок. Только следите, чтобы все рассказы были последовательны и соответствовали предварительно составленному плану.
В заключение хотелось бы добавить, что существуют и другие игры на развитие воображения дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, вы можете их придумывать сами. Какой бы ни была игра, если она заставляет ребенка мыслить, значит, способствует развитию воображения.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)
Задать вопрос первым!
— мы и не только, постараемся ответить ;-)