Методы и приемы развития воображения у ребенка

Больше всего знаний и навыков ребенок накапливает в первые годы после рождения. Они во многом определяют его дальнейшую жизнь. Родители выставляют своим малышам особые «рамки», когда объясняют, что мир устроен по особым правилам и стандартам. Детям каждый день говорят, что рыбки не летают, а ходить мы можем только по земле. Конечно, это правильно, но нельзя забывать о воображении. Многие люди склонны к фантазированию. Лучше всего это удается детям. Когда маленький ребенок вырастет, он без труда сможет провести грань между реальным миром и вымышленным. Именно воображение позволяет взрослым смотреть на жизнь проще. Оно помогает находить нестандартные решения проблем.
Где рождаются мечты?
Мозг человека всегда был загадкой. До сих пор ученые не могут изучить его полностью. Известно уже немало. Человеческий мозг имеет два полушария: левое и правое. Первое отвечает за логику и точность, а второе — за творчество и воображение. Доминирование левополушарных функций характерно для большинства людей во взрослой жизни. Между тем у актеров, писателей, художников преобладает правое полушарие.
Когда ребенок появляется на свет, обе половины его мозга активны одинаково. Первые годы жизни больше работает правое полушарие. Малыш воспринимает мир через образы. По мере взросления, накопления опыта и знаний левое полушарие начинает перекрывать работу правого. Особенно быстро это происходит у тех, кого пытаются рано обучить грамоте и точным наукам. Выход из этой ситуации один — не забывать и о правом полушарии. Его тоже необходимо тренировать и развивать. Конечно, у всех людей есть склонности к определенным областям знаний. Но родители могут помочь своему малышу тренировать воображение. Тогда из него вырастит гармонично мыслящий человек, а не сухой прагматик.
Если ребенок мысленно может представить
В период новорожденности воображение, конечно же, не развито. Оно формируется постепенно и приходит с опытом. В возрасте 2,5 — 3 лет могут появиться первые фантазии. До этого времени мышление ребенка ограничено и связано с окружающими предметами. Например, он может «кормить» куклу или маму, но будет делать это только ложечкой. Палочка или ручка для этого не подойдут. Он играет тем, что попадается ему на глаза. В этот период ему сложно воспринимать рассказы о вымышленных персонажах. Но он с удовольствием слушает истории про самого себя или тех, кого знает. Инициатива игр исходит в основном от взрослых или детей постарше.
В дошкольном возрасте уже может появиться творческое мышление. Ребенок расширяет сюжет игры. Например, рядом с железной дорогой появляется кафе, где можно пообедать машинистам, вокзал, где пассажиры ждут поезд. Воображение все еще зависит от окружающей обстановки. Для того чтобы представлять образы, ребенку в этом возрасте необходимо совершать действия. Он должен рисовать, играть, строить или рассказывать. Ближе к школьному возрасту у ребенка появляется способность фантазировать мысленно. Ему уже не нужно подкреплять рассказ действиями или предметами.
Какая польза от мечтаний?
Многие родители не понимают, зачем нужны методики для развития воображения у малышей. Часто можно услышать: «Мой ребенок ужасный фантазер, когда же это прекратится?» Психологи утверждают, что мечтать в разумных пределах — это полезное занятие. Большинство открытий совершается теми, кто верит в чудо и мечтает.
Нестандартное мышление и умение выходить из сложных ситуаций позволило многим стать отличными руководителями. Свою креативность (непохожесть) взрослый человек может применить во многих профессиях. И это не только актерское мастерство, дизайн, кулинария и парикмахерское искусство, но и бизнес.
Миллионеры утверждают, что каждый человек может жить богато. Достаточно четко представит себе безбедную жизнь. Взрослым это сделать очень сложно. Они растеряли свои детские навыки. Многим приходится учиться заново воображать. И получается далеко не у всех.
Быть может эти доводы заставят родителей задуматься и понять, насколько важны занятия по развитию воображения с раннего возраста. Нереальные мысленные образы способны вызывать настоящие эмоции у малышей. Воображение особенно необходимо школьникам. С его помощью они могут воспринимать и запоминать новую информацию, а также формировать мысленный план действий.
Детям помогают мечтать взрослые
Само по себе воображение развиваться не может. Оно во многом зависит от окружающей действительности. На него также влияет педагогический процесс. Если он организован неправильно, воображение у ребенка может стать скудным или, наоборот, извращенным. Родители должны воспитывать ребенка в реальных жизненных обстоятельствах. Его воображение должно быть связано с реальностью. Если малыша все время оберегать от препятствий и опасностей жизни, он может стать бесплодным мечтателем и бездеятельным фантазером.
Ночной и дневной сон ребенка может сопровождаться видениями. Это тоже воображение. Малыши, как и взрослые, не способны его контролировать. Мозг в этой ситуации малоактивен. Он начинает работать интенсивнее во время мечтаний наяву. Еще больше мозг активируется при чтении, просмотре телевизора или прослушивании радио. Но самая высокая активность правого полушария наблюдается во время творческого процесса (например, рисования). У детей чаще всего фантазия включается во время игр.
Весь пережитый и накопленный опыт ребенок переносит на бумагу, в слова и игры. Именно эти навыки могут использовать родители в качестве приемов для развития воображения у своих детей.
Рассказываем и развиваем воображение
Для того чтобы научить ребенка фантазировать, можно использовать такие методы для развития воображения:
- «Волшебник». Родители вместе с ребенком представляют, что у них есть волшебная палочка. Один день она может
что-то уменьшать или увеличивать, другой — перемещать предметы в пространстве, а третий — превращать животных в людей. - «Если бы…». Родители предлагают ребенку нереальное обстоятельство, из которого следует сделать вывод. Например, «Если бы собаки умели говорить, то…».
- «Машина времени». Это устройство способно переносить в любое время и место. Ребенок может рассказать, куда бы он хотел отправиться.
- «Неправильная сказка». С помощью этой методики родители могут отследить, как меняется восприятие ребенка. Например, «
Жила-была Зеленая Шапочка. Отправилась онакак-то через пустыню к своей тетке отнести кувшин с водой…» Сначала ребенок будет все время поправлять: «Не Зеленая, а Красная, не через пустыню, а через лес, не к тетке, а к бабушке…». Но по мере взросления сам станет выдумывать и добавлять в привычный сюжет посторонних героев.
Играем и развиваем воображение
Что дети любят больше всего? Конечно же, играть! Так пусть этот процесс будет не только забавным, но и полезным. Можно предложить ребенку такие игры и задания для развития воображения:
- «Волшебная колода». Необходимо подготовить карточки с различными изображениями. Ребенку предлагается сочинить рассказ по случайно выбранным карточкам. В игре могут принять участие сразу несколько человек. Тогда им можно предложить дополнять друг друга с помощью своей карточки. Или придумать свой вариант сказки по одним и тем же изображениям.
- «Три предмета». Детям предлагается сочинить рассказ по предметам, которые между собой не связаны. Например, ложка, ручка и мяч. Можно не просто рассказать, а разыграть сцену.
- «Интересный диалог». Взрослый и ребенок разыгрывают телефонный разговор. Родители могут дозвониться, например, до диспетчера аэропорта или капитана корабля.
- Развивать детское воображение можно в процессе рисования. Для этого ребенку предлагается придумать и изобразить своего сказочного героя, новый транспорт или необычное жилище.
- Лепка — полезное занятие для воображения. Из пластилина всегда можно создать дополнительные детали, которых нет на самом деле.
- Интересной может стать даже гимнастика после сна для детей. Приятно потянуться как кошечка, попрыгать как заяц или изобразить косолапую походку медведя.
Взрослые могут сами стать фантазерами. Достаточно придумать интересную игру или занятие для своего ребенка. Их можно проводить в будни и праздники, в детских садах и школах, индивидуально или с целой группой детей. Творческий процесс может стать неотъемлемой частью жизни ребенка и их родителей.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)
Задать вопрос первым!
— мы и не только, постараемся ответить ;-)