Развитие чувств у детей



Развитие чувств у детей

Развитие чувств у детей происходит в процессе взросления. У ребенка в возрасте до 1 года уже развита эмоциональная сфера. Он может выражать недовольство, радость, страх, но эти эмоции исчезают также быстро, как и появляются. У годовалого малыша эмоциональные реакции более длительные и устойчивые. Крохе уже знакомы чувства привязанности, любви, ревности, обиды. На третьем году жизни внешние проявления этих чувств становятся разнообразнее и эмоциональнее. Малыш хлопает в ладоши от радости, громко ревет, если его обидели, закрывает лицо ладонями, если чего-то боится, смущается и прячется за маму в присутствии незнакомого человека.

По мере того, как ребенок растет, его чувства становятся более рациональными и начинают подчиняться мышлению, а не эмоциям. Одновременно происходит изменение динамики и содержания чувств, которые приобретают большую глубину и становятся устойчивыми. Так происходит формирование высших чувств — познавательных, эстетических, моральных. В дошкольном возрасте у ребенка развивается чувство времени, чувство ритма, чувство цвета, чувство юмора и т. д. Развитию эмоций и чувств способствует общение ребенка со взрослыми и сверстниками, а также все виды осваиваемой им деятельности.

Развитие эстетических чувств у детей

Ребенок и окружающий мирНаблюдая явления и предметы, которые его окружают, ребенок испытывает волнение — предвестник эстетических чувств. Маленьких детей манят яркие цвета и блестящая поверхность, ребятишек постарше привлекают симметричные фигуры, выразительные силуэты, повторяющиеся элементы. По мере того, как ребенок растет и развивается, его восприятие обогащается, а эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными.

Трехлетняя модница уже точно знает, какой бант красивый, а какой нет. Одетая в нарядное платьице, она долго вертится перед зеркалом, восхищаясь своим отражением. Увидев, как мама красит ногти, она немедленно требует, чтобы такой же маникюр появился и у нее.

Малышу нравятся приятные запахи. Если раньше взрослые обращали его внимание на красивые цветы, деревья, бабочек, то к трем годам ребенок сам начинает замечать живописные пейзажи.

Эстетические чувства также вызывают красивые предметы обтекаемой формы, к примеру, вазы, статуэтки, различные керамические изделия, картины. Когда ребенок конструирует сам или рассматривает строения, у него формируется чувство пропорции.

Развитие чувства цвета

Восприятие ярких цветов и красивых сочетаний различных оттенков способствует развитию у детей чувства цвета. Недаром малышей как магнитом притягивают ярко-желтые цветкиодуванчиков в зеленой траве, полная луна и светящиеся звезды на фоне темного неба, одежда броских расцветок.

Известно, что цвет способствует развитию органов чувств, оказывая физиологическое и психологическое воздействие на человека. Чувство цвета относится одновременно и к эмоциональной, и к эстетической сфере.

Хорошо развитое чувство цвета помогает ребенку полнее воспринимать краски окружающего мира, его гармонию, что способствует душевному комфорту. При помощи различных цветов в рисовании ребенок учится выражать свои чувства и эмоции.

По мере того, как дети учатся тонко различать цвета и оттенки, у них развивается способность испытывать удовольствие от восприятия красивых цветосочетаний.

Развитие чувства цвета осуществляется в процессе игровой и творческой деятельности: рисования красками и карандашами, просмотра и обсуждения репродукций картин, знакомства с символикой цвета в искусстве.

Заниматься с крохой можно дома самостоятельно, но у опытного педагога больше шансов обнаружить индивидуальные цветовые предпочтения ребенка и помочь ему создать свой собственный выразительный цветовой язык. В ходе занятий малыш учится цветом передавать впечатления от обонятельных, вкусовых и цветовых ощущений, становится более наблюдательным и эмоционально отзывчивым.

Чувство ритма у ребенка

Ребенок слушает музыкуМалыш, который еще не умеет говорить, проявляет признаки оживления, когда слышит звуки ритмичной музыки. Он радостно сучит ручками и ножками, гулит, протягивает руки к источнику звука. Кроха, который умеет ползать или ходить, совершает под музыку ритмичные движения: качает головой, слегка приседает, поворачивается и машет руками. Более подробно о влиянии музыки на развитие ребенка.

При этом прослушивание веселых мелодий способствует не только улучшению настроения малыша, но и формированию у него чувства ритма. Этот процесс идет интенсивнее, если взрослые учат кроху притопывать и прихлопывать в такт музыке, приседать, аккомпанировать музыкальному ритму стуком барабанных палочек, трещоток или игрой на любых других инструментах.

Как показывают исследования, ритмические способности тесно связаны с высшей психической деятельностью и поведенческой регуляцией. Чувство ритма у ребенка развивается параллельно с познавательной сферой, двигательной активностью, развитием эмоциональной и речевой сфер. Малыш, который чутко улавливает ритм, быстрее учится говорить правильно.

Формирование ритмических способностей происходит при взаимодействии слуха, зрения и движения. Заниматься с ребенком рекомендуется с самого раннего возраста. Развитию чувства ритма у детей способствует прослушивание приятных мелодий, подбор рифм к стихам, занятия танцами, специальные игры и упражнения, к примеру, игра на синтезаторе.

Занятия ритмикой, на которые можно записать ребенка в специальную студию, развивают лингвистические способности, музыкальный вкус, творческую активность, помогают раскрепоститься застенчивым деткам. Благодаря музыке ребенок учится правильно произносить слова, свободно выражать свои эмоции, координировать движения. Активные детки получают на занятиях необходимую эмоциональную и физическую разрядку.

У детей с задержкой психического развития музыкальные занятия способны выступить одной из форм коррекции отклонений в эмоционально-волевой, познавательно-речевой и двигательной сферах. Развитие чувства ритма утакихдетейсоздает благоприятные условия для социальной адаптации, рождает новые креативные потребности и предоставляет способы их удовлетворения.

Развитие у детей чувства времени

Ребенок и часыЧем старше становится ребенок, тем более сложные чувства у него развиваются. К их числу относится и чувство времени. Умение следить за течением времени и рационально его использовать пригодится ребенку с началом учебы в школе. Но научить малыша чувствовать время и ориентироваться в его течении лучше заранее.

Чувство времени побуждает ребенка быть более организованным, пунктуальным, собранным. Пространственно-временная ориентировка является важным условием развития мышления и усвоения знаний. Первоклашки должны уметь работать в одном временном ритме, выполнять задание за отведенное время, вовремя садиться за приготовление домашних уроков. Одним словом, детям нужно научиться все успевать, а без развитого чувства времени это невозможно.

Упражнения по развитию у ребенка чувства времени направлены на умение определять и чувствовать ограниченные временные отрезки. Чаще обращайте внимание малыша на длительность различных временных интервалов. Показывайте, что можно успеть за пять минут, а на что может потребоваться несколько часов. Научите ребенка пользоваться часами, и все его действия (просмотр мультиков, прием пищи, купание, прогулки, поход в парк и т. д.) соотносите с определенным временным интервалом. Помочь развить чувство времени могут также песочные часы. Пусть малыш выполнит определенные действия (например, соберет узор из геометрических фигур) за несколько минут (одну, две, пять). Постепенно кроха начнет чувствовать время без оглядки на часы.

Развитие чувства юмора

Дети не рождаются с чувством юмора. Оно развивается у них в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Чувство юмора способствует развитию интеллекта у детей, а смех помогает эмоциональной разрядке, позволяет по-новому взглянуть на сложную ситуацию, сближает людей. Отсутствие у ребенка чувства юмора может свидетельствовать о заторможенности его эмоционального и интеллектуального развития.

Родители должны на собственном примере показывать, как и над чем нужно шутить. Учите малыша подмечать в явлениях комические стороны, противоречия. Лучше всего это делать при совместном просмотре мультфильмов и сказок, рассматривании комиксов, чтении забавных историй и рассказов. Кроха должен также уметь смеяться не только над другими, но и над собой, чувствовать комизм ситуации. Но при этом учите его отличать смешное от обидных насмешек, которые могут кому-то причинить страдания.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)


Gnomik.ru ©

Задать вопрос первым!

— мы и не только, постараемся ответить ;-)

Ваш вопрос/комментарий

Спасибо. Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Возврат к списку

Привет!

Чтобы вам было проще пользоваться сайтом, мы сделали подсказки.

Подсказки можно выключить