Развитие личности младшего школьника



Развитие личности младшего школьника

Первый раз в первый класс — этот день для каждого маленького человечка чрезвычайно значимый, волнительный, но при этом очень интересный и ответственный. Дети шагают на следующую ступень своего развития, где основным его «учителем» будет школа. Теперь на развитие личности младшего школьника в большей степени будет влиять учитель и одноклассники, а роль семьи уступит свое неоспоримое ранее главенство. И от того, насколько хорошо родители подготовили малыша к школе, а также от качества преподавания будет зависеть успех малыша в учебе и в его общении с окружающими.

Почему мы так стремились в детстве поскорее пойти в школу? Потому что каждый ребенок мечтает быть взрослее, хочет делать и поступать, как взрослый, и ему часто родители говорят: «Вот пойдешь в школу, тогда станешь взрослым» или «Лиля уже взрослая, она пошла в первый класс». Малыш представляет себе, как теперь он получит много того, чего не мог добиться в садике — самостоятельности, познаний, ярких ручек, пеналов, рюкзак, не нужно будет спать днем.

Родители обязаны подготовить свое чадо к столь ответственному моменту — научить его азбуке, держать в руках ручку, пускай и медленно, но читать. Даже если при родителях ребенок и не показывает уникального стремления к письму и чтению, зато он уже будет иметь представление о том, что в школе придется делать домашние задания, учиться, и тогда учеба не станет таким уж серьезным стрессом.

Факторы формирования личности младшего школьника

Влияние учителя на ребенкаНа формирование личности младшего школьника влияет всё то, что его окружает дома, в школе, на улице, но самый главный фактор теперь — учитель, который не только обучает различным предметам, но и раскрывает «внутреннее содержание» ученика.

Учитель

Практически во всех школах первые 3 класса образования с детьми находится один и тот же учитель, к тому же он проводит с ними еще и время после уроков — на продлёнке. Детки с утра до вечера общаются со своим учителем, он их учит, наставляет, подсказывает, поэтому становится образцом для подражания, неким эталоном. И если учитель сказал решить задачу так, то никакие уговоры мамы, что можно сделать проще, не подействуют. Раз учитель сказал — значит это единственно верное решение.

Сверстники

Малыш уже проходил эту фазу интеграции в общении со сверстниками, когда пошел в садик. Ребенку снова нужно знакомиться с новыми людьми, находить с ними общий язык, приспосабливаться к жизни в коллективе. Так и происходит социализация личности школьника — навязываемая друг другу форма общения, скорректированная учителем и проанализированная дома. Примерно к 9–10 годам дети начинают равняться друг на друга, на более успешных в учебе или в общественной деятельности детишек, на лидеров.

В младших классах в ребенке борется два противоположных желания — быть как все и быть непохожим на одноклассников. Первое желание обусловлено тем, что учитель для всех и для каждого предъявляет одинаковые требования, некий образец поведения, к которому нужно стремиться. Так, например, на уроках всем нужно сидеть тихо, всем нужно выполнять одинаковое домашнее задание, всем нужно приходить в опрятной одежде, всем нужно слушаться учителя. В первом классе практически все детки так и делают — они повторяют друг за другом ввиду того, что еще не могут самостоятельно выбрать и определиться с линией поведения. Но рано или поздно проявится личность младшего школьника, которая подскажет ребенку, как выделиться из толпы. То ли это стремление быть лучше всех — первым сделать задание, первым поднять руку, лучше всех прочитать, быстрее всех сосчитать. То ли обратить на себя внимание шалостями и непослушанием. В любом случае ребенок старается приемлемым ему способом утвердиться среди сверстников.

Семья

Ребенок в семьеХотя семейные отношения в большей степени влияют на развитие личности маленького ребенка, для школьника младших классов семья так и остается важным фактором формирования его характера. Ведь кому в первую очередь ребенок рассказывает все свои беды, весь свой день, жалуется или делится радостями, просит совета? Конечно, это мама и папа. Поэтому, пока ваше мнение еще так важно для малыша (в подростковом возрасте слово мамы для ребенка наверняка будет «пустым звуком»), вы обязаны направлять малыша на истинный путь, помогая ему справляться со своими проблемами. Если малыш с кем-то повздорил, разберитесь в проблеме и вместе с ребенком найдите причину и пути решения. Так же и с оценками — не ругайте за плохую успеваемость, а лучше помогите ребенку полюбить эти занятия или обратитесь за помощью к репетиторам, ведь не всем детям одинаково хорошо дается математика или письмо.

И если школа все свое внимание обращает на обучение ребенка, то семья просто обязана сосредоточиться на воспитании в ребенке таких качеств личности, которые ему будут просто необходимы для успешной учебы и общения со сверстниками.

Субъективные факторы

На формирование личности младшего школьника могут влиять и такие факторы, на которые ни родители, ни учителя повлиять не могут, поскольку это особенность возраста. У одних она проявляется ярче, у других может и вовсе быть незамеченной, но ясно одно: дети в возрасте от 7 до 10 лет имеют несколько личностных особенностей — повышенная активность, чрезмерная внушаемость, исключительная эмоциональность, особо высокая подражательность.

Ремонт холодильников по Москве и области от Холод Групп
Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп
Ремонт холодильника Стинол
Профессионально ремонтируем холодильники Стинол + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика!
Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%
Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Бесплатно вызвать мастера

Как влияет младшая школа на развитие личности ребенка?

Школа может привить ребенку желание учиться и стремиться к вершинам, а может подавить в ребенке любое стремление, любые надежды — все это зависит и от отношения учителя к своим ученикам, и от правильности составления школьной программы, и от помощи родителей, которые все еще направляют малыша и дают ему советы.

Сохранение положительных взаимоотношений

Положительные отношения в семьеКогда ваша кроха еще ходила в садик, ей очень важно было поддерживать с вами, то есть с родителями, положительный контакт, слышать от вас похвалу, поддержку. Ребенку так же важно было установление положительного контакта и со своими воспитателями, поскольку они ставились на один уровень с вами — их похвала была важна не меньше. Теперь же, когда ребенок пошел в школу, ему чрезвычайно важно установить хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и с учителем.

Мотивации

У ребенка появляются новые мотивации. К чему стремится ребенок в школе? К новым знаниям, к хорошим оценкам, к одобрению со стороны взрослых, к общению со сверстниками, к признанию со стороны одноклассников, к первым местам. В эти моменты у ребенка начинает развиваться чувство ответственности, а это качество очень важно для развития полноценной личности. Ребенок понимает, что он один в ответе за свои действия, поступки и вытекающие последствия. Поэтому он начинает думать, размышлять, спрашивать совета у родителей, лишь бы получить желаемый результат.

Ответственность проявляется в том, что ребенок начинает осознанно делать не только то, что ему нравится, но и то, что ему положено, что ему задали, ради похвалы и определенного признания среди сверстников.

Коллективизация

Еще в 6–7 лет дети вряд ли смогут понять, как играть в игру, где нужно быть сплоченным коллективом, уступать друг другу или советоваться. Пока что это недостижимо для их понимания. Детям в первом классе сложно смириться с тем, что нужно давать высказаться однокласснику, что нельзя перебивать, выкрикивать. Первоклассники видят друг в друге соперников, но никак не людей, с которыми что-либо можно делать сообща. И только благодаря стараниям учителя, его фантазии и умению сплотить детей, они научатся коллективизации. Личность младшего школьника начнет взрослеть в тот момент, когда сможет в своем однокласснике увидеть «коллегу», а не противника.

Развитию коллективизации способствуют коллективные задания, разбивка класса на некие подгруппы. Если класс из 30 детей разбить на 6 подгрупп и дать каждой из них одинаковые задания, можно научить их работать в коллективе. Так, например, каждая группа должна придумать себе название, девиз, нарисовать плакат. В общении детишек сразу можно будет выделить лидера, сильных личностей и детей ведомых, которые подчиняются чужому мнению. Ну, а дальше каждая группа получает баллы — за хорошие оценки, качество уборки в классе, за поведение. Вот и образуются коллективы, поскольку дети со временем понимают, что только сообща можно набрать большее количество баллов и получить приз. Поддерживать сверстника за хорошую оценку или ругать его за плохое поведение — так дети научатся стремиться к одной цели сплоченным коллективом.

Самосознание и самооценка

Ребенок в школеВ школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится. Это зависит от:

  • Успеваемости ребенка.

При хорошей успеваемости самооценка повышается, причем может даже стать несколько завышенной. Тогда ребенок ждет исключительно самых высоких оценок, и когда получит меньший результат, будет недоумевать, злиться и негодовать лишь потому, что его самооценка взлетела слишком высоко, и он не может признать «поражение». При низкой успеваемости маленький человечек начинает искать в себе изъяны, категорично относится к себе, и его самооценка может упасть, если родители и учитель не помогут ему справиться с этим.

  • Дальнейшего отношения к ребенку родителей.

Когда малыш приходит с плохой отметкой или замечанием, родители могут одними только словами унизить малыша или повысить его уверенность в себе. К любым оценкам нужно относиться положительно, даже к невысоким, потому что в противном случае ребенок будет бояться своих родителей и будет скрывать свои успехи в школе — так развивается недоверие и стена молчания, непонимания между родителями и детьми.

  • Отношения учителя к ребенку.

Бывают случаи, когда учитель по каким-либо причинам невзлюбил своего ученика, и тогда ребенок начинает чувствовать себя хуже остальных, его самооценка падает, и крайним выходом из такой ситуации может быть смена класса или школы. Но поистине профессиональный учитель знает, что для развития адекватной самооценки у детей, необходимо как можно меньше выделять любимчиков-отличников, стремиться не только ставить оценку за исполненную работу, но и по возможности объяснять, почему он поставил именно эту отметку. Оценивать нужно саму работу, а не того, кто её написал, ведь нередки случаи, когда хулиганам занижают оценки только из-за их плохого поведения.

  • Возможностей ребенка.

Очень важным фактором, который не менее остальных влияет на самооценку школьника младших классов, является осознание его возможностей. Может ли он самостоятельно решить эту задачу, что ему для этого нужно? Ребенку важно знать, что какое-то действие он умеет делать лучше всех — решить задачу, прочитать отрывок, рассказать стих. В этом случае малыш чувствует себя полноценной личностью, умелой и компетентной хотя бы в чем-то. К 10-ти годам у школьника формируются такие личностные качества, как выдержка, самостоятельность, настойчивость — они помогут ребенку в дальнейшем развитии.

 



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)


Gnomik.ru ©

Задать вопрос первым!

— мы и не только, постараемся ответить ;-)

Ваш вопрос/комментарий

Спасибо. Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Возврат к списку

Привет!

Чтобы вам было проще пользоваться сайтом, мы сделали подсказки.

Подсказки можно выключить