Вальдорфская методика развития ребёнка

Развитие ребёнка требует самого пристального внимания, только так можно быть уверенным в том, что малыш своевременно получит все необходимые знания и навыки. Этот принцип пропагандируется в большинстве современных методик воспитания, и вальдорфская школа — не исключение.
Как все начиналось
В 1919 году Эмиль Мольт, владелец крупнейшей табачной фабрики в Германии, решил проявить заботу о своих работниках — он открыл специальную школу для отпрысков сотрудников предприятия. За организацию учебного процесса взялся основоположник учения антропософии Рудольф Штайнер.
Уникальные методики преподавания мгновенно обрели популярность. Вальдорфская школа, названная в честь фабрики, прославилась на всю Германию. В настоящий момент педагогика, предложенная Штайнером, активно используется во всем мире, её принципы внедрили в 950 вальдорфских школ и более чем в 1400 специализированных детских садах шестидесяти государств.
Принципы вальдорфской методики
Штайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.
Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями. Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.
Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:
- духовном;
- творческом;
- физическом.
И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках — как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной. Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!
По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы — источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.
Программа обучения по вальдорфской методике
Вальдорфская педагогика Штайнера — это мягкий и неторопливый процесс обучения, с очень щадящим графиком занятий. Методика в корне отличается от традиционных способов развития интеллекта у детей от года. Например, учебники не используются вообще, да и тетради для занятий выглядят нестандартно — они крупноформатные и без линовки.
Детям не выставляют оценок, впрочем, в этом и нет необходимости — обучение каждого ребёнка осуществляется по индивидуальной программе, которая учитывает все особенности восприятия и развития малыша. Уроки длятся дольше, чем в традиционных школах — продолжительность одного занятия варьируется в диапазоне от 1,5 до 2 часов.
Группы в детских садах и школьных классах разновозрастные. Так, в одном коллективе могут оказаться и двухлетний малыш, и шестилетний ребёнок. Младшие дети внимательно следят за старшими одногруппниками и всему учатся у них. Благодаря этому новая информация усваивается очень легко и практически незаметно.
В ежедневную программу занятий входит три информативных блока, каждый из которых направлен на развитие конкретных навыков:
- практический блок (творческие занятия);
- душевный (музыка и танцы);
- духовный (развитие активного мышления).
Позиция преподавателя в вальдорфской школе
Конечно, вальдорфская педагогика требует особого отношения к ученикам. Главный принцип этого метода — невмешательство. Преподаватель не руководит детским коллективом, а мягко и ненавязчиво координирует его деятельность. Ребёнок самостоятельно организовывает своё время — педагог может только посоветовать, подсказать, помочь выбрать правильное направление.
Именно самовоспитание и самосовершенствование детей лежит в основе педагогики, предложенной Штайнером — любая инициатива ребенка мгновенно поощряется преподавателем. Такой подход стимулирует самостоятельность.
А вот запреты в школе не практикуются, они допустимы только в том случае, если действия ребенка могут принести вред ученикам или спровоцировать порчу имущества.
По мнению Штайнера, преподаватель, который практически никогда не пользуется запретами, вызывает гораздо большее уважение у детей, поэтому учитель должен стараться в разумных пределах расширить диапазон дозволенных действий. А, если запрет
Вальдорфские игрушки
Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.
Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот
Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)
Задать вопрос/оставить комментарий!
— мы и не только, постараемся ответить ;-)Всего 2 комментария