Влияние творчества ребёнка на развитие его личности



Влияние творчества ребёнка на развитие его личности

Творчество — это целый материк эстетики, в котором могут сочетаться и театр, и музыка, и живопись, и еще много-много направлений декоративного искусства, которые порознь способны просто занять человека, а вместе поглотить его своим совершенством. Пока ребёнок еще мал, нужно «прощупывать» его склонности к тому или иному искусству, чтобы выяснить, какой путь он, возможно, выберет в будущем. Творческое развитие детей может происходить как дома, так и в специальных секциях, школах, но без вашей поддержки у малыша ничего не получится — именно родители должны развивать творчество в ребёнке, поддерживать его, хвалить, указывать на ошибки. На то мы и созданы, чтобы быть поддержкой, опорой и главными критиками наших детей.

Рисование, как отражение воображения

Начнем, пожалуй, с такого творческого процесса, как рисование. Развитие данного творчества у детей происходит еще до того, как малышу исполнится годик. Изобразительное искусство — самый первый способ развить в малыше творческую личность.

Что в первую очередь интересует полугодовалого малыша? Это не лист бумаги и пока что не обои. Маленького человечка интересуют краски, поскольку они яркие и сразу же привлекают его внимание. Карандаши и фломастеры можно давать ребёнку позже, когда он уже научится держать предметы в руках так, чтобы не навредить ими себе.

Ребенок пытается рисоватьДо года ребёнок будет рисовать всем, что попадется под руку, вплоть до манной каши и варенья, поскольку они в конкретный момент оказались под рукой. После своего первого дня рождения он уже сможет держать в руках карандаши, мелки, и в его рисунках будут видны не просто кляксы, а хаотичные линии.

В полуторагодовалом возрасте ребёнок понимает, что он делает, и хочет рисовать везде — на своем теле, на обоях, переходить с листа бумаги на стол. Этот период вам нужно пережить и постараться своими криками и недовольством не отбить у ребёнка рвение к рисованию. Лучше оклейте егокомнату самыми дешевыми обоями, чтобы их было не жалко, ведь они будут прекрасным холстом для творений вашего крохи.

В 2 года малыш уже сможет рисовать в пределах чистого листа, но он еще не художник, и только он сам сможет указать, что в этих кляксах вы должны узнать себя с ним, идущих за руку. В этом возрасте не стоит искать в рисунках малыша отражение его внутреннего состояния. Он берет ту или иную краску не потому, что у него сейчас плохое или хорошее настроение, а потому что она ему больше нравится, и логике это не поддается.

После 3-х лет изобразительное искусство вашего малыша станет для вас более понятным, образы удаленно, но схожи с реальными: солнышко с лучиками, домик с окошками, зайка с длинными ушами -ребёнок сможет воплотить свое виденье мира на бумаге. Теперь к рисункам нужно присматриваться, анализировать их, потому что они являются проекцией внутренних переживаний малыша, которые он неосознанно выплескивает на бумаге.

Помогайте фантазии ребёнка развиваться — он наверняка попросит вас нарисовать что-то на бумаге, ведь ему нравится, как из-под вашего «пера» получаются узнаваемые картинки. Вы нарисуйте то, что хочет ребёнок, но при этом попросите добавить что-нибудь свое, не подсказывая и не указывая — пускай ребёнок сам фантазирует. Ну, а когда ему в детском садике зададут конкретный рисунок — нарисовать солнце, покажите малышу, что оно может быть не только желтым кругом с лучиками-черточками, но еще и полукругом на закате или на рассвете, скрытым за облаками и пр.

Театр в жизни ребёнка

Детский утренникМаленьких детей забавляют спектакли, специально поставленные для них, с яркими костюмами, смешными знакомыми персонажами. Детские утренники, сказки — это именно то искусство, которое нравится всем детям без исключения. Но деткам нужно не только смотреть на игру других людей, но и участвовать в представлении самим. Если в вашем детском садике или в школе нет театрального кружка, обязательно запишите ребёнка на уроки театрального искусства за пределами учебного заведения, потому что театр — это непревзойденный учитель жизни, перевоплощения, умения вести себя перед публикой. В театре развитие творческих способностей детей может быть разносторонним — кроме того, что дети научатся играть на сцене, они еще могут показать свои прекрасные способности чисто и звонко петь, придумывать себе костюмы.

Ребёнку все это будет чрезвычайно интересно только потому, что он не один вовлечен в этот процесс — с ним вместе целая группа актеров, таких же малышей, как и он, или же старше, но в любом случае общаться и играть на сцене очень приятно именно в компании.

Театр чрезвычайно полезен для развития личности ребёнка, потому что:

  • Он эмоционально раскрывает ребёнка, раскрепощает его, придает уверенности в себе;
  • Ребёнок в театре учится правильно говорить предложения, развиваются его ораторские способности, обогащается речь. Ребёнок должен говорить четко, правильно, особенно если ему досталась драматическая роль;
  • В театре нужно запоминать речи, стихи, что способствует развитию памяти;
  • Малыш учится быть сдержанным, терпимым к другим людям, внимательным, дисциплинированным;
  • Он расширяет кругозор ребёнка;
  • Умственные способности ребёнка развиваются намного быстрее и ярче;
  • Театр дарит детям сказку, в которой может быть все, что угодно — и веселье, и смех, и грусть, и печаль, и слезы, и комедия, и драма. Для ребёнка очень важно разбираться в этих понятиях;
  • Дети любят познавать мир, играя, а театр — это та же игра, но она не только занимает ребёнка на некоторое время, но и позволяет многому учиться;
  • Ребёнок учится общаться с другими людьми, как с младшими, так и со старшими. В театре все построено на игре, взаимоотношениях и общении, театр — это большая семья.

Лепка, аппликация

Лепка из глиныВсе то, что мы учимся делать из подручных материалов (бумаги, пластилина, теста), является воплощением наших мыслей наяву. Для того чтобы нарисовать каракули и сказать, что это мама, нужна лишь детская фантазия. А вот для того, чтобы из бумаги сделать лебедя — нужно представлять себе объемную фигуру этой птицы, форму его тела, шеи, головы, расположение крыльев. Когда у ребёнка появляется пространственное мышление, он с удовольствием будет мять в руках пластилин, делать папье-маше, знакомиться с другими материалами, из которых можно вылепить или создать объемную фигурку.

Подобное творчество развивает в ребёнке не только пространственное мышление, но и дает представление о разнообразии форм, величин, сочетании цветов. Ребёнок учится «раскладывать» объект на составные части, например, туловище и голова делается и круглых шариков, хвост раскатывается из овала. Для родителей и воспитателей важно также научить ребёнка чувствовать величину, то есть помимо курочки вылепить еще и цыпленка, и они должны быть разных размеров.

Лепка и аппликация важны в жизни ребёнка, потому что:

  • Ребёнок учится анализировать и сравнивать. Лепя многих животных, он анализирует схожесть их частей тела, и знает, что у всех животных глазки-бусинки, а вот хвосты у них бывают разные;
  • Обогащается словарный запас. Чем больше материалов, цветов, различных форм, состояний, движений узнает ребёнок, тем шире его кругозор и словарный запас;
  • Развивается наблюдательность. Когда ребёнок переходит от рисования плоских фигур к лепке объемных, он более внимательно изучает мир, чтобы впоследствии воплотить его в своем произведении;
  • Аппликации, фигурки, различные икебаны будут прекрасным подарком для родных и близких, а это дает отличную стимуляцию для выполнения качественной работы, ребёнок учится заканчивать начатое дело, учится добиваться своей цели собственными силами. Чем интереснее конечный результат, тем интенсивнее происходит развитие творчества у детей;
  • Ребёнок узнает, что в мире искусства есть не только лист бумаги, карандаши и краски, но еще и пластилин, и соленое тесто, и пластика, и специальная бумага, и природный материал, и картон, и еще множество других поделочных материалов;
  • Развивается наглядно-образное мышление;
  • Воспитывается эстетический вкус ребёнка.

Бисероплетение

БисероплетениеКазалось бы, бисер — это удел девчонок, но и многие мальчишки любят возиться с этим мелким, но красивым материалом. Маленьким деткам нельзя доверять столь мелкокалиберный материал для творчества, поскольку они могут его и в рот потянуть, и в носик себе засыпать, так что пока ваш малыш хотя бы в старшую группу садика не пойдет, бисер ему давать не стоит.

Но когда ваша дочь, наконец, получит доступ к вашим баночкам со стеклярусом, с различными бусинами, бисером, паетками, кристаллами — вот это будет настоящий рай для неё.

Если вы сами не умеете плести из бисера, вы легко научитесь вместе с ребёнком, поскольку существует великое множество понятных и доступных схем, а также видео мастер-классов.

Что дает бисероплетение?

  • Во-первых, оно развивает мелкую моторику рук, пальцев, дети учатся держать в руках столь мелкие предметы, и их движения с каждым разом будут все совершеннее;
  • Во-вторых, дети становятся более внимательными, усидчивыми, ведь для того, чтобы сделать даже самый тонкий браслет из бисера, потребуется немало времени;
  • В-третьих, у детей есть мотивация — все, сделанное ими из бисера можно применить в повседневной жизни. Браслеты, колечки, брелоки — все это можно надевать каждый день и красоваться своим творчеством;
  • И, в-четвертых, бисер развивает фантазию, творческое и художественное виденье. Разрешите ребёнку самостоятельно подбирать цвета, их сочетания, разрисовывайте вместе с ними схемы и обсуждайте, какой цвет лучше заменить, а какой вписывается идеально.

Предлагайте сочетание различного размера бисер и бусины, ходите вместе с ребёнком по специализированным магазинам и прислушивайтесь к его мнению. Помимо бисера покупайте ребёнку ленточки, камушки, и всевозможные вспомогательные детальки, чтобы у него был выбор при составлении своего произведения. Расскажите ему не только о том, как плести тонкие и плоские цепочки, но и как сделать объемные фигурки животных, о квадратных и треугольных видах плетения.

Дайте ребёнку свободу мышления, и обязательно хвалите за все начинания. А если вам и не нравится его произведение из бисера, не говорите об этом прямо, лучше объясните свою точку зрения, и ни в коем случае не говорите «это же совсем некрасиво». Не отбивайте у малыша желание творить — лучше дайте дельный совет.

Музыка, пение и танцы

Далеко не все дети рождаются с музыкальным слухом, с отличными вокальными данными, но привить любовь к музыке можно каждому — нужно лишь, чтобы эта музыка окружала ребёнка с самого рождения.

С того момента, как ребёнок начнет говорить, можно развивать его голосовые связки, и если у вашего малыша действительно есть талант, нужно обязательно отвести его к учителю пения. Развитие творческого потенциала детей возможно при вашей непосредственной поддержке и профессиональных навыках учителя. Пение развивает в ребёнке чувство эстетического вкуса, он узнает больше об этом мире и о чувствах, вчитываясь в каждую песню, проживая её, пропуская через себя.

Текст песни нужно не только прочитать, но и запомнить, что улучшает и развивает память. Ребёнку важно учиться петь не только детские песенки, но и народный фольклор, и современные произведения. Вокал — это прекрасный способ победить свою стеснительность, ведь петь нужно для всех, выступать на утренниках, выходить на сцену, а для этого нужно научиться держать себя перед людьми. Ну, а если ребёнок соединит два вида творчества — пение и игру на каком-нибудь инструменте, он получит неисчерпаемое количество похвалы со стороны взрослых и уважение сверстников, что чрезвычайно важно для маленькой личности.

Ну и, конечно же, танцы. Малыши стараются двигаться в такт музыке даже тогда, когда их ножки еще не научились твердо стоять. Детям нравится ритмичная музыка, они ей радуются и стараются двигаться в такт. Занимаясь танцами, ребёнок учится быть коммуникабельным, его координация улучшается, осанка, постановка рук, красивая походка будут доведены до совершенства (особенно, если ребёнок занимается бальными танцами). И опять-таки, танцы — это выступления, которые раскрепощают детей и придают им уверенности.

Все три направления — занятие музыкой, пением и танцами невозможно без музыкального слуха, поэтому ребёнка нужно научить не просто слушать музыку, но и вслушиваться в неё, повторять ритм.

Важно разглядеть в малыше склонность к тому или иному виду творчества, но сделать это можно лишь путем предложений, проб и ошибок.


Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)


Gnomik.ru ©

Задать вопрос/оставить комментарий!

— мы и не только, постараемся ответить ;-)

Всего 1 комментарий

Катя, 17.08.2015
Доча рисует на обоях наверное месяцев с 6!!! А вот про бисер интересно, а с какого возрасте уже можно давать играть мелкими бусинами и бисером? А то просто написано, что маленьким совсем нельзя, а не сказано когда можно…

Ваш вопрос/комментарий

Спасибо. Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Возврат к списку

Привет!

Чтобы вам было проще пользоваться сайтом, мы сделали подсказки.

Подсказки можно выключить