Задержка речи у ребенка



Задержка речи у ребенка

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав» и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) — это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи — ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи — речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи — ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:  

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист — дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики.  В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Мы рекомендуем ремонт холодильников от Rmh24.ru
Гномик.ру рекомендует Rmh24.ru
Профессиональный ремонт холодильников
Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика!
Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%
Работаем по Москве и области.

Звоните: +7(495)222-13-94

Вызвать мастера

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры — лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно — в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент — чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)


Gnomik.ru ©

Задать вопрос/оставить комментарий!

— мы и не только, постараемся ответить ;-)

Всего 8 комментариев

валя, 10.12.2014
существуют ли интернаты для таких деток?
Даша, 15.05.2015
Отдавать такого малыша в интернат - ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Говорю как мама ребенка, который имел ЗРР. Заговорил мой сын почти в 5 лет (с 3-х лет - интенсивные занятия). НО,  пошел в 7 в обычную школу. Там же проявились недюжинные способности к математике. Нам сейчас 12 лет - про ту проблему вспоминаем шепотом и с ужасом. У нас - 2 грамоты за призовые места на олимпиадах по математике. С языком, конечно, сложнее - сочинения мы так и не научились нормально писать, но остальные предметы - отлично (память у него оказалась просто потрясающая, помнит все до мелочей). ОДНА БОЛЬШАЯ проблема, с которой мы опять пойдем к психологу - трудно общаться со сверстниками. Не знаю - стоит ли учителям старшей школы рассказать про ту (прошлую) проблему, боюсь, что ярлык прицепят.
Хадиджа, 10.06.2015
Моему брату уже 18, у него тоже ЗРР. Он ведет себя как маленький, вроде понимает но не слушается... Пытается говорить некоторые слова но бессмысленные и просто так... Может ему что-либо помочь
Ирина, 07.08.2015
Моему сыну 4 года и у него ЗРР.Я очень переживаю.Была у логопеда он сказал,что нужно показать его психоневрологу и перевести его в другой детский сад.С чем это проблема связана не знаю.Говорит что он отстает от других других детей.А дома он говорит правда невнятно.Надеюсь что мы все таки выговаримся
Даша, 01.12.2015
Ирина, Вы не зря переживаете. Эта проблема не должна идти на самотек. Тут нужны интенсивные занятия с логопедом, психологом плюс Ваши дома занятия.  Считайте, что Вы должны стать психологом-логопедом тоже., т.е. Вас тоже должны научить как воспитывать такого ребенка. ЭТО ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ИСПЫТАНИЕ. Говорю как мама, которая прошла через круги ада. Помните - это не должно быть навязчивым - игра, любовь, терпение - вот Ваши друзья. И НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ЕГО С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, НИКОГДА, Возможно, другой садик. Но поспрашивайте других родителей про этот сад. У нас логопедический садик очень неплохой и действительно помогает.
Саша, 01.01.2016
Даша, сыну 2.5 года. Поставили ЗРР. Говорит что то много и быстро. Ни мама ни папа не говорит. Более менее понятны слова не надо, все, фу (на горячее и памперс маленькой сестры). Нам выписки курс трехмесячный лекарств колоть и пить. Подскажите как и что делали Вы, что эффективно? У нас он очень общительный, с детками любит общаться, быстро все схватывает, эмоционально реагирует
Юлия, 27.06.2016
Когда я читаю такие статьи, то мне становится грустно. Грустно от того, как мало настоящих специалистов. Почему мало? Потому что каждый хочет кушать и работать с ребятишками со сложными диагнозами за копейки могут не все. Не у всех есть родители или мужья, обеспечивающие жизнь логопеда. Я до сих пор единственная в славном городе Сергиевом Посаде, которая занимается профилактикой речевых нарушений с 6-8 месяцев, а коррекционно - развивающую работу с молчунами начинаю с 2-х лет. Восстанавливаться после занятий приходится и долго и мучительно, так как мне еще от природы дан дар и я работаю как биоэнерготерапевт + к своему психолого-дефектологическому образованию. Приходится работать и логопедом и психологом и арттерапевтом со своими маленькими клиентами. После того как стала направлять родителей к неврологам поняла почему логопедов так сократили по стране. Потому что каждый невролог может поставить ребенку логопедический диагноз и дать распечатки с артикуляционными заданиями, плюс к этому неопределенному диагнозу, как ЗРР ( при расстройстве как здесь написано экспрессивной или рецептивной речи), который входит или в диагноз "алалия" или в "ОНР с 1 по 2-ю" степень, назначить медикаментозный курс. Все это здорово, но невролог видит своего пациента 1 раз в два месяца (если это нормальный, а не чёсовый специалист), а логопед-психолог, даже в экономном случае, видит детей 2 раза в неделю и может корректировать свою работу в зависимости от результатов. А что невролог? Еще лекарство даст, если ребенка не прорвет на речь? Работа должна вестись комплексная, совместная. Мне не хватает медицинских знаний - я направляю своих самых сложных клиентов к неврологам. Да, родители боятся ярлыков. Да, мир жесток. Так ищите нормальных специалистов, которые не навешивают ярлыки, как я, но ставят диагнозы и мудро направляя, помогают изменить эти диагнозы до минимальных. Да, мой труд оплачивается. Жалко вкладывать в своего ребенка? Тогда исправляйте все сами, нечего ругать специалистов к которым Вы сами пришли. Это был Ваш собственный выбор. Нет результатов через 3 месяца - идите к другому логопеду, психологу, неврологу и т.п. А уж если сами решили воспользоваться услугами часового специалиста, которому важно лишь чтобы Вы как можно чаще приходили, чтобы он прописывал Вам все новые и новы препараты, или специалиста троечника - сами виноваты. Я в шоке от некоторых наших городских невропатологов, которые прописывают детям 3-4-х лет, препараты, которые запрещены беременным женщинам или в период лактации и детям до 5 лет. Специалисты в нашей стране хорошие ЕСТЬ!!!Просто родители за них не борются и им приходится менять свои специальности чтобы выжить. Я, к примеру, много лет проработала  в "рублевских семьях новых русских". Опыт приобрела колоссальнейший. Если будут вопросы, обращайтесь. Диагноз - это не приговор, это просто помощь специалисту в правильном построении алгоритма как в лечении, так и в развитии и коррекции.
Мама, 04.10.2016
Всем советую как можно раньше начинать лечение! Найдите своего хорошего невролога и логопеда . Постоянно старайтесь поправлять ребёнка, когда он говорит не понятно. Учите с ним стихи и песенки , только все а игровой форме и когда у него есть настроение! Не ждите 4 лет, если а три вы не говорите, бегом лечите ребёнка. Нам 4 года и мы год как лечимся! По активности у тебя очень развитый ребёнок и до 3 лет , нам все врачи говорили, что развитие по возрасту. Но когда мы с 3 года не могли сказать предложение из 3 х слов, сразу понятно , что у нас ззр. Мы прошли уже 3 курса лечения ( массаж, лфк, физио, психолог, логопед, таблетки, Шапочку поляриса). Сейчас нам 4 года мы говорим предложениями, я понимаю каждое слово. Конечно, люди иногда нам не понимаю , но мы болтушки и так как я с ней постоянно играю и занимаюсь , она не стесняется говорить. А если проговариваем по слогам, но может и идеально все сказать ! Сейчас пьём лекарства курсами и в январе опять на лечение! И логопед конечно два раза в неделю и не пропускаем никогда! Сад рекомендую только обычный, но это конечно если ребёнок, страдает только ззр без всяких других осложнений в развитие социальной жизни детей!

Ваш вопрос/комментарий

Спасибо. Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Возврат к списку

Привет!

Чтобы вам было проще пользоваться сайтом, мы сделали подсказки.

Подсказки можно выключить